629.735.33.016+621.45.015 Моделирование влияния атмосферных условий на результаты оптимизации программы полета дозвукового пассажирского самолета

Мозжорина Т. Ю. (МГТУ им.Н.Э.Баумана), Губарева Е. А. (МГТУ им.Н.Э.Баумана)

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЕТА, МОДЕЛИРОВАНИЕ ГТД, ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПОЛЕТА ПАССАЖИРСКИХ САМОЛЕТОВ


doi: 10.18698/2309-3684-2014-3-7488


Исследовано влияние атмосферных условий, характерных для различных климатических зон, на результаты оптимизации программы полета пассажирского дальнемагистрального самолета. Моделирование полета и характеристик силовой установки основано на современных традиционных подходах, используемых в задачах подобного рода. Оптимизация участка полета разгона — набора высоты проводится при минимизации количества топлива, затраченного на этот участок полета. Оптимизация крейсерского участка полета проводится при учете эксплуатационных ограничений гражданской авиации. При моделировании полета используется встроенная модель двухконтурного турбореактивного двигателя, позволяющая рассчитать характеристики силовой установки при любых режимах полета. Полет дозвукового самолета рассмотрен в одной вертикальной плоскости. Расчеты проведены для шести стандартов изменения температуры воздуха по высоте (в зависимости от климатической зоны). Учтена возможность изменения атмосферного давления у поверхности Земли. Оценено влияние атмосферных условий на результаты оптимизации программы полета.


[1] Югов О.К., Селиванов О.Д. Основы интеграции самолета и двигателя. Москва, Машиностроение, 1989, 304 с.
[2] Бюшгенс Г.С., ред. Аэродинамика и динамика полета магистральных самолетов. Москва, Изд-во ЦАГИ – Пекин, Авиаиздательство КНР, 1995, 772 с.
[3] Шляхтенко С.М., ред. Теория двухконтурных турбореактивных двигателей. Москва, Машиностроение, 1979.
[4] Янкин В.И. Система программ для расчета характеристик ВРД. Москва, Машиностроение, 1976.
[5] Скрипниченко С.Ю. Оптимизация режимов набора высоты (экономичные режимы полета). Москва, Машиностроение, 1975, 191 с.
[6] Скрипниченко С.Ю. Основные направления экономичности полета гражданских самолетов. Авиация и космонавтика – 2003. Тез. докл. Международной научной конференции. Москва, МАИ, 2003, с. 74, 75.
[7] Скрипниченко С.Ю. Развитие энергетического метода для оптимизации режимов набора высоты и снижения. Современные проблемы динамики полета, аэродинамики и летных испытаний. Сб. докл. Всероссийской конференции. Москва, МАИ, 2004, с. 110–118.
[8] Скрипниченко С.Ю. Влияние индивидуальных характеристик самолета на наивыгоднейшие режимы полета. Научный вестник МГТУ ГА. Сер. Аэромеханика и прочность. Москва, 2005, № 81, с. 107–110.
[9] Киселев М.А., Костин А.М., Тюменев В.Р. К оптимизации управления траекторным движением самолета. Научный вестник МГТУ ГА, 2008, № 125, с. 138–145.
[10] Van Dierendonck A. J. Practical optimal flight control for aircraft with large flight envelopes. AJAA Paper, 1978, 73–159.
[11] Schultz R., Zagalsky N. Aircraft performance optimization. Journal of Aircraft, 1972, vol. 9, № 2, 78 p.
[12] Burrows J.W. Fuel optimal trajectory computation. Journal of Aircraft, 1972, vol.19, № 4, 64 p.
[13] Губарева Е.А., Мозжорина Т.Ю. Оптимизация программы полета дозвукового пассажирского самолета на участке разгона – набора высоты. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 12. URL: http://engjournal.ru/catalog/mathmodel/aero/896.html
[14] Пархоменко В.П. Моделирование стабилизации глобального климата управляемыми выбросами стратосферного аэрозоля. Математическое моделирование и численные методы, 2014, № 2, с. 148–159.
[15] Губарева Е.А., Мозжорина Т.Ю. Оптимизация программы полета дозвукового пассажирского самолета на участке крейсерского полета. Инженерный журнал: наука и инновации, 2014, вып. 12. URL: http://engjournal.ru/articles/1248/1248.pdf


Мозжорина Т. Ю., Губарева Е. А. Моделирование влияния атмосферных условий на результаты оптимизации программы полета дозвукового пассажирского самолета. Математическое моделирование и численные методы, 2014, №3 (3), c. 74-88



Скачать статью

Количество скачиваний: 872